Вы здесь
Внедрение углепластиков и гибридных композиционных материалов необходимо для разработки современных технологий изготовления новых отечественных судов. Однако в российской отрасли полимерных композиционных материалов (ПКМ), занимавшей ведущие мировые позиции еще в 80-е годы, на сегодняшний день существует заметное отставание от мировых лидеров (США, Японии, стран ЕС и нового лидера - Китая).
В результате при создании новых образцов морской техники зачастую используются неконкурентоспособные с зарубежными аналогами материалы (по соотношению цена/качество), что значительно усложняет задачу повышения эксплуатационных характеристик, ресурса и расширения круга функциональных задач, решаемых конкретными видами морской техники.
При этом зарубежные материалы применяются не только при создании новых гражданских судов, но и зачастую используются при разработке новых образцов военной морской техники. Все это не только усугубляет отставание России в высокотехнологичных отраслях, но и увеличивает нашу зависимость от импорта.
Перед отечественными материаловедами в области триботехники стоят задачи по разработке новых антифрикционных углепластиков на основе термостойких, криостойких и стойких к агрессивным химическим средам полимерных связующих, которые могут эксплуатироваться в узлах трения без смазки (сухое трение) или при смазке перегретой водой или перекачиваемой жидкостью.
Аналогичная ситуация складывается в области эпоксидных, бисмалеимидных и винилэфирных связующих для вакуумной инфузии. Они являются неотъемлемой частью технологического процесса производства изделий из ПКМ. И зачастую являются основным элементом ноу-хау технологии изготовления высококачественных композитных изделий.
Защитные лакокрасочные материалы
Также остро вопросы импортозамещения стоят и в лакокрасочной промышленности, производящей материалы для судостроения.
Лакокрасочные, антикоррозионные и противообрастающие защитные покрытия, прежде всего, являются основным способом защиты от коррозии кораблей, судов и изделий морской техники. Морское и океаническое обрастание различных объектов наносит весьма значительный вред при их эксплуатации. В частности, оно может снизить до 50% скорость судов, увеличивает до 40% потребление ими топлива, повышает до 20% и более массу сооружений. Потери от обрастания составляют десятки миллиардов долларов в год.
Среди отечественных производителей защитных покрытий можно отметить компанию АКРУС: https://www.akrus-akz.ru/. В ассортименте компании можно найти широкий ассортимент противокорозийных, огнезащитных химстойких покрытий.
Эксплуатационные характеристики, надежность и расходы на содержание судов всех типов в значительной степени зависят от состояния подводной части корпуса, так как интенсивное обрастание животными и растительными организмами часто определяет периодичность их докования.
Анализ сегодняшнего состояния лакокрасочного производства и химической промышленности в целом показывает, что в последние годы наметилась устойчивая тенденция к расширению отечественного производства лакокрасочных материалов. Сложились серьезные предпосылки для решения задачи импортозамещения - создан целый ряд новых эффективных пленкообразующих на основе перспективных полимеров.
Произошло частичное или полное переоснащение отдельных лакокрасочных заводов, заводы заинтересованы в расширении рынка сбыта своей продукции.